Оставляя дверь открытой. В Ярославле завершается мемориальная выставка известного художника

Оставляя дверь открытой. В Ярославле завершается мемориальная выставка известного художника
Оставляя дверь открытой. В Ярославле завершается мемориальная выставка известного художника
Оставляя дверь открытой. В Ярославле завершается мемориальная выставка известного художника
Оставляя дверь открытой. В Ярославле завершается мемориальная выставка известного художника
Фото: yarreg.ru

В Ярославле на парковке состоялась ночная выставка – фото Июнь – его месяц. Рыбинец Валерий Цаплин – один из выдающихся художников Ярославской земли – 6 июня 1959 года пришел в этот мир, 16 июня 2016-го  покинул его, оставив после себя внушительное собрание великолепных произведений.

Многие из них стали основой масштабной мемориальной выставки «Возвращение единорога», работающей сейчас в Центральном выставочном зале регионального отделения Союза художников России. Она получилась настолько оригинальной, что даже для людей, влюбленных в творчество Цаплина, хорошо знающих его работы, открылось немало нового, более чем любопытного.

В ощущении карнавала

О Валерие Цаплине можно говорить долго – и при этом ровным счетом ничего не сказать. Даже те, кто был с ним дружен, по сей день не могут уверенно ответить на вопрос, знали ли они его. Хотя имя Цаплина всегда было на слуху, окружено всевозможными рассказами, в которых факты перемешивались с домыслами. Цаплин был и остается загадкой – противоречивой, эффектной, огромной – для всех. И теперь, после ухода художника, его феномен стал еще более очевидным, сложным, сильно будоражащим эмоции и питающим интеллект.

– Я многие годы общался с Валерием Цаплиным: наши рыбинские мастерские находились рядом, – говорит художник Сергей Гусарин . – Его внутренний мир был чрезвычайно богат. В нем органично сосуществовали реальность и сновидения. Даже возникало ощущение, что он выступал как своего рода медиатор, воплощавший на холстах являвшиеся ему образы. Они были прекрасны и уродливы, наивны и лукавы, мрачны и разудалы, возвышенны и эротичны, серьезны и ироничны и все вместе представляли собой своего рода карнавал. В нем находилось место самым противоречивым чувствам и эмоциям. Видимо, такими представали для художника и мир, и человек. Таким же многоликим был и сам Цаплин, в творчестве которого преклонение перед такими гениями, как Рубенс, Караваджо, Босх или Эндрю Уайет, соединялось с постоянным экспериментированием.

Идти своим путем

Он родился в Рыбинске и всегда был тесно связан с этим городом, хотя немало путешествовал, а с 2010-го жил в Ярославле. Валерий был единственным ребенком в семье. От отца ему досталась горячая любовь к искусству. Анатолий Александрович всю жизнь собирал книги, альбомы, репродукции, сохранившиеся до сего дня. От мамы, Лидии Ивановны, Валерий унаследовал ураганную энергию. Оба этих дара оказались очень действенными в соединении с выдающимся творческим талантом. Цаплин учился сначала в дет­ской художественной школе, потом в Ярославском художественном училище. Уже в ранние годы его индивидуальность уверенно заявила о себе.

– Когда мы познакомились, Валерию было 15 лет, а мне 20, – вспоминает художник Владимир Палкин , однокурсник Валерия Цаплина. – О нем тогда говорили: «Это мальчик из Рыбинска, который все время рисует». Таких не очень много было. Подружились же мы уже после училища, когда я приехал в Рыбинск после работы в Сибири. Часто общались, ходили на этюды, работали в изостудии для взрослых в ДК «Авиатор». Валерий был человеком очень ярким во всех смыслах. Ему была скучна простота жизни. Даже в разговорах с людьми достаточно близкими в нем сквозила артистичность. Отсюда и работы его, как театральный занавес, где все извилисто, изощренно, почти в духе рококо. Это даже не станковая живопись в академическом понимании. У Цаплина был собственный подход к творчеству, неповторимое видение предмета, и он умел донести его до зрителя с высоким уровнем мастерства.

Владимир Палкин бережно хранит альбом студенче­ских рисунков Валерия Цаплина, когда-то подаренный автором. Рассматривая легкие, но виртуозные наброски с натуры, сделанные на Севере, вдруг видишь, как в одном из реалистично изображенных работяг неожиданно проступают едва уловимые черты персонажа с картин эпохи Возрождения. Словно сосредоточенный глаз автора вдруг иронично прищуривается.

Постигая тайны старых мастеров 

Цаплина всю жизнь отличала устремленность к совершенству в своем деле. Его дипломная работа в училище получила оценку «отлично». В 1988 году Валерий окончил знаменитую «Репинку». За дипломную серию литографий «Легенда о Тиле» он получил золотую медаль. В 1989 году Валерий Цаплин вступил в члены Союза художников СССР. В 2009-м ему было присвоено звание заслуженного художника РФ.

– Все в жизни Валерия было подчинено стремлению стать мастером, – говорит Татьяна Кирсанова , друг и спутница художника на протяжении последних 15 лет. – В юности он много времени проводил в библиотеках. До конца дней дома подолгу засиживался с лупой за просмотром репродукций, изучая мельчайшие детали работ, постоянно находя в них нечто новое. У него были энциклопедические знания: он помнил не только огромное число произведений искусства, но даже их размеры. Кроме того, все впечатления и ощущения жизни хранились в его памяти. Этот огромный багаж и богатейшая фантазия позволяли ему творить без натуры.

– Характерной чертой Валерия было упорство, – вспоминает Татьяна. – Он мог работать вдохновенно, без ощущения времени, тогда мало с кем общался, хотя отшельником не был, а мог и через не хочу: даже когда у него болели суставы, он принимал лекарство и шел в мастерскую. 

О способе творчества Цаплина его спутница говорит так: «Картину он нередко начинал с того, что зафактуривал холст, и эта фактура ему часто подсказывала идею и сюжет. Он сам порой не знал, что получится в итоге».

По словам Татьяны Кирсановой, художник хорошо знал и цели свои, и способности, и цену себе. Незадолго до смерти он сказал ей о том, что все-таки проник в тайну старых мастеров, что создал много работ, которые нельзя повторить, и что, конечно, был способен на большее, но... 

Он умер, вернувшись в свой город, в свой дом. На подоконнике в вазе стояли белые пионы, которые он обожал писать. Татьяна купила их ему 14 июня на именины. Рядом с цветами пузырек с пихтовым лаком: этот тонкий запах обычно помогал художнику возвращаться к мольберту после периодов простоя. Высокое искусство, которое Цаплин так любил, было с ним до конца.

Чудо единорога

Произведения Валерия Цаплина экспонировались на выставках разного уровня, от международных до городских. Выставлялись в европейских столицах. В середине 90-х Валерий даже работал в Париже. «Персоналки» Цаплина проходили в Рыбинске, Ярославле, Москве и Санкт-Петербурге. Последняя прижизненная персональная выставка мастера была в 2013-м, в Ярославском выставочном зале имени Нужина. Как и мемориальная выставка этого года, она во многом состоялась благодаря меценатам.

Ключевой на мемориальной выставке стала картина 2012 года «Встреча единорога». Старинный символ девственно­сти, духовного очищения, искания у Цаплина означает и преображающую, примиряющую силу искусства. Это знак жизни, которая не кончается с уходом художника, сохраняющегося диалога между автором и зрителем. В экспозицию вошли произведения Цаплина, начиная со студенческой поры. Большинство – из пяти частных собраний Москвы, Ярославля и Рыбинска. Здесь есть и дипломные работы Цаплина, и его школьные рисунки, и даже карандашные наброски на фрагментах бумаги: художник часто рисовал на том, что попадалось под руку. Так, на обрывках чайных коробок вдруг появлялись изгибы пальцев чарующей красоты или крошечные изящные жучки, кузнечики, раковины, рыбки, улитки, населяющие космос цаплинских творений. Вниманию зрителей представлены и восхитительная графика Цаплина, и его работы акварелью, и полотна маслом. Есть произведения невыставлявшиеся, есть с необычной историей.

– Известная картина «Охота на льва» была начата в 2001 – 2002 годах и много лет висела в мастерской в одном состоянии: Валерий считал, что работы должны нести положительную энергию, позитив, а этой работе, по его мнению, не хватало куража. Доработал он ее году в 2014-м: ввел красные цвета, нарисовал латы, самого льва переписал – картина преобразилась, – рассказывает Татьяна Кирсанова.

В совокупности экспонаты показывают, насколько широк и неординарен был гений Цаплина, явно недооцененный современниками. Организаторы выставки в день рождения художника провели для всех желающих экскурсию в его ярославской мастерской на ул. Угличской. Несмотря на то, что в январе 2016 года там был пожар, уничтоживший много работ Цаплина, присутствие мастера ощущается по сей день.

«Возвращение единорога» – вторая мемориальная выставка Валерия Цаплина. Первая состоялась в Рыбинске в ноябре 2016 года. На родине художника 16 июня собирались его близкие и друзья. Для его могилы готовится памятник. У ценителей творчества Цаплина есть желание выпустить его новый альбом. Первый и единственный вышел в 1999 году при поддержке «Рыбинских моторов». А еще почитатели таланта художника надеются на то, что в Рыбинске, в доме №23 по ул. Крестовой, где раньше были мастерские Василия Трамзина и Валерия Цаплина, однажды будет создан музей.

Фото Сергея Гусарина

Лиана Гаврилова

Ещё новости о событии:

Оставляя дверь открытой. В Ярославле завершается мемориальная выставка известного художника - Ярославский регион
В Ярославле на парковке состоялась ночная выставка – фото Июнь – его месяц.
14:21 23.06.2017 Ярославский регион - Ярославль
В Ярославле на парковке состоялась ночная выставка – фото Июнь – его месяц.
13:23 23.06.2017 Ярославский регион - Ярославль
 
По теме
В Рыбинском районе со склада украли яйца - Рыбинские Известия Под следствием — трое Оперативники задержали злоумышленников в гаражном кооперативе — мужчины 55 и 35 лет сгружали  в свой гараж 36 коробок куриного яйца.
Рыбинские Известия
Заболеваемость выросла среди взрослых: ярославский врач рассказала, чем опасен туберкулез - Ярославский регион Ежегодно 24 марта отмечено в календаре медицинских дат как Всемирный день борьбы с туберкулезом, призванный привлечь внимание общества к этому опасному заболеванию.
Ярославский регион