Уже в самом названии храма Николы Надеина кроется особый смысл – оно имеет в основе две составляющие: имя почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца и мирское имя реального человека, жившего в Ярославле в 17 веке. Его звали Епифаний Светешников (в миру – Надея), и он был одним из самых богатых купцов нашего города. Ярославские историки называют его личностью «неординарной» и «феноменальной». И действительно, его влияние и известность простирались далеко за пределы нашего края. Он обладал огромными богатствами и вел, как сегодня бы сказали, «рискованную предпринимательскую деятельность» по всей стране – от Ярославля, Москвы и Нижнего Новгорода до Астрахани и Сибири. Свой вклад он внес в ликвидацию Смуты, помогал ополчению Минина и Пожарского и даже был участником Земского собора 1613 года, на котором был избран новый царь Михаил Федорович Романов.
Храм Николы Надеина – южный фасад
Государев гость
За большие заслуги перед родиной и династией Надея Светешников получил звание «государева гостя». Привилегии «государевы гости» получали очень широкие, но и обязанности на них были наложены немалые – вести оптовую торговлю казенными товарами, выполнять важные государственные поручения, руководить таможнями, закупать товары для царского двора и многое другое. Среди трех десятков государевых гостей по всей стране восемь были из Ярославля. Такими влиятельными людьми были в стране наши земляки, богатые ярославские купцы.
Памятная табличка на стене храма
И вот тот самый Надея Светешников на месте старой деревянной церкви Благовещения на свои деньги решил построить красивый каменный храм. В те времена практически все строения в нашем городе были деревянными – и в том числе и церкви. Из камня были только Успенский собор и некоторые постройки Спасского монастыря. А деревянные здания и печное отопление – союз очень опасный. Пожары, в которых выгорало иногда полгорода, были явлением нередким. Поэтому первый каменный храм на городском посаде строили на века. Возвели его за два года – с 1620 по 1622 год. И именно с него, каменного Никольского храма, и началось развитие ярославского зодчества, золотого века архитектуры и живописи.
Первым ярославским купцом, выстроившим церковь на собственные средства, был Надея Светешников
Но Надея заложил основу для еще одной прекрасной традиции – с тех пор в купеческом сословии стало модным вкладывать большие средства в строительство и убранство церквей и храмов.
Трагична была кончина создателя храма, в честь которого он получил свое название. Богатейший русский купец Надея Светешников однажды превратился в должника – виной тому была неудачная сделка (человек-то был рисковый!). Не расплатившись вовремя, был поставлен на «правеж» – он должен был являться в московский Кремль, и там перед зданием Приказов несколько часов его били батогами по пяткам. Пока его родные искали нужную сумму, сердце немолодого Епифания Андреевича не выдержало позора и пытки...
Барочный трехъярусный резной позолоченный иконостас датируется 1751 годом. Предыдущий, деревянный тябловый иконостас сохранился лишь частично
Иконостас по рисунку Федора ВолковаОдно из украшений церкви – великолепный барочный позолоченный иконостас. Есть данные, что появлению этого иконостаса мы обязаны великому актеру и основателю русского театра Федору Волкову, по эскизу которого он был выполнен в 1751 году на средства, пожертвованные его отчимом купцом Полушкиным и другими состоятельными прихожанами церкви.
На царских вратах церкви Николы Надеина апостолы изображены очень реалистично
В первую очередь внимание привлекают царские врата – в центре, за трапезой с чашей в руках стоит Христос, а с обеих сторон от Него – апостолы. Кстати, вся композиция выполнена с таким изяществом, что напоминает сцену из театральной постановки. А совсем неподалеку проходили и спектакли регулярного театра Федора Волкова – человека, столь многогранно и широко одаренного, что, прожив немного дольше, он, по уверениям историков, мог бы величаться русским Леонардо да Винчи. Многое в его биографии является неизученным и еще предстоит открыть исследователям. Но это совсем другая история.
Один из апостолов на царских вратах поразительно похож на юного Федора Волкова
Пережившая вихри историиК сожалению, сегодня церковь почти невозможно сфотографировать во всей красе – ее заслоняют стены жилых домов. Да и облик церкви значительно изменился – изначально это был великолепный храм, оснащенный пятиглавием и выставленный на высоком подклете. Интерьеры были расписаны в 1640 году артелью 20 мастеров из Ярославля, Костромы, Москвы и Нижнего Новгорода во главе с костромичем Любимом Агеевым. Более 60 композиций посвящены святому Николаю Чудотворцу и рассказывают о его жизни и деяниях. Работа мастеров-умельцев стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Удивительно, как быстро была начата и завершена работа – главный храм, Благовещенский придел и галереи были расписаны за 3 месяца – с 5 июля по 5 октября.
За царскими вратами, в алтаре мы можем разглядеть очертания деревянной резной напрестольной сени 1636 года
Чудом церковь дожила до наших дней: остался лишь главный храм, а все остальные сооружения Николо-Надеинского прихода были разобраны в 30-е годы 20 столетия. Приход был упразднен, службы прекратились. В разные годы лихого советского прошлого храм играл роль то фондохранилища, то аптечного склада военного госпиталя, его подклети использовались то как склады, то в качестве овощехранилищ. В 1938 году здесь располагался музей Федора Волкова – и снова мы видим, как удивительно пересекается имя создателя русского театра с историей храма. В 1959 году церковь Николы Надеина была включена в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник . Сегодня памятник истории открыт для посетителей в качестве храма-музея.
Изначально храм был пятиглавым (реконструкция)
Использованные в статье материалы:
Работы по росписи храма были завершены за короткий срок с 5 июля по 5 октября 1640 года
Ансамбль стенописей церкви – самый ранний образец монументальной живописи Ярославля XVII века