Международные эксперты обсудили вызовы, стоящие перед системой образования в XXI веке

​Участники III Международной конференции по оценке качества образования , которая прошла в Москве по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, обсудили вызовы, стоящие перед системой образования в XXI веке: чему должна учить современная школа, по каким критериям оценивать образовательные результаты, как сделать качественное образование доступным каждому школьнику.

В области оценки качества образования накоплен значительный опыт, отметили участники конференции, но развитие технологий и средств коммуникации заставляет меняться систему школьного образования и предъявляет новые требования к обучающимся.

Руководители авторитетных международных организаций по оценке качества образования отметили успехи, достигнутые в организации итоговой аттестации школьников в России.

«Я был здесь, когда только начинались разговоры о ЕГЭ. Тогда Россия изучала опыт других стран. И я помню все трудности, которые удалось преодолеть на этом пути. Сегодня коллеги говорят: «Учитесь у России, как можно построить систему экзаменов, которая будет прозрачной, значимой, показательной и объективной» , - сказал директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер.  « Мы находимся под большим впечатлением от того, как Россия проводит свою образовательную реформу и формирует свою систему оценки качества образования », - поддержала его президент Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о задачах, которые стоят перед системой управления качеством образования в России на нынешнем этапе. « Для нас важен опыт, который накоплен по эффективному управлению образованием, достижению высоких образовательных результатов для того, чтобы этот опыт мог реализовываться повсеместно, чтобы каждый школьник получал качественное образование вне зависимости от того, где он проживает, социального положения и достатка родителей. Мы понимаем, к чему нам нужно стремиться, какие вопросы нужно решать, прежде всего, в ряде субъектов Российской Федерации, в сельских школах », - сказал руководитель Рособрнадзора.

По его словам, сейчас идет процесс совершенствования и развития инструментов, призванных развивать российское образование и поддерживать высокий уровень его качества. Хорошо работающая система должна быть залогом успешной реализации образовательных возможностей для каждого обучающегося. Составляющие этой системы: объективное оценивание по итогам каждого года обучения по всем предметам, эффективные учебные пособия, современные образовательные стандарты, механизмы развития компетенций учителей, вовлечение экспертного сообщества в обсуждение изменений, происходящих в системе образования. « Все эти элементы очень важны и должны работать в единой системе », - заявил Сергей Кравцов.

Он рассказал, что следующим этапом в деятельности Рособрнадзора станет разработка новых подходов к инспекции школ, механизмов помощи их директорам в улучшении качества образования.

Директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер уделил основное внимание в своем выступлении изменениям, происходящим в системе школьного образования, которые требуют выработки новых подходов к оценке успешности обучающихся.

По его словам, некоторые вещи, которым традиционно обучали в школах, становятся теперь ненужными. На передний план выходит не знание фактов, а мышление. Простое заучивание материала может быть полезно для решения обычных задач, но неэффективно для решения задач сложных. « В мире завтрашнего дня нужно, чтобы люди разбирались в политической и социальной жизни, в творчестве, в эстетике, дизайне. Обучать нужно немногому, но обучать глубоко и хорошо. На передний план выходит умение конструировать знание. Нужно продвинуть оценивание образования на новые рубежи, и мы в ОЭСР это делаем: оцениваются теперь не только знания и умения, но также подходы и ценности», - заявил Андреас Шляйхер.

Он рассказал, что в рамках исследования PISA в 2015 году оценивались не только знания школьников, но и их социальные навыки, умение работать в команде. В исследовании 2018 года будет изучаться «глобальная компетентность» - понимание, способность увидеть разные точки зрения. В рамках исследования PISA2021 года особое внимание будет уделено творчеству, способности к креативному мышлению.

Глава образовательного департамента ОЭСР также отметил, что современная школа не должна отсеивать слабых учеников, необходимо давать возможности для развития каждому. « Сегодня все изменилось – нам нужны все », - сказал он.

Его поддержала президент Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли. « Страны с наивысшими показателями в исследованиях качества образования смогли улучшить результаты группы наименее успевающих учеников », - констатировала она.

Анне-Берит Кавли отметила, что современный мир сталкивается с быстрыми переменами в технологиях, способах общения людей, с новыми угрозами. Это должно отражаться на школьном образовании и оценивании его результатов. По ее словам, необходимо актуализировать тесты для оценки знаний обучающихся, внедрять в систему оценки знаний современные информационные технологии.

Генеральный секретарь Сингапурского профсоюза учителей Майк Тируман рассказал, какие факторы обеспечивают успешность модели образования Сингапура, который находится в лидерах по данным исследований PISA,TIMSS и PIRLS. По его словам, на передний план в обучении сейчас выходит формирование у школьников навыков и ценностей. « Чего мы хотим добиться от школьников после 10-12 лет обучения? Мы хотим, чтобы наши школьники стали уверенными в себе людьми, людьми с широким кругозором, которые могут мыслить и действовать, понимают сами себя и понимают, чего они хотят. Чтобы они были готовы продолжать учиться всю жизнь, стремились к самосовершенствованию, были активными членами общества и ответственными гражданами », - рассказал Майк Тируман.

Он особо остановился на роли учителей в современной школе и развитии их профессиональных компетенций. По его словам, учитель должен быть не только компетентным профессионалом, знающим свой предмет, но и наставником, способным привить ценности и принципы. Учитель должен уметь сформировать в классе коллектив и быть лидером перемен, привносящим изменения и новации в свою школу. Учителям необходимо иметь возможность постоянно обмениваться опытом со своими коллегами, присутствовать на их уроках и обсуждать эти уроки, чтобы получать обратную связь от других компетентных специалистов.

В ходе конференции ее участники также уделили внимание использованию современных технологий в образовательном процессе, новым формам учебных пособий. Представители Франции и Японии рассказали о системах образования своих стран.

В работе III Международной конференции "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение" приняли участие около 700 педагогов и экспертов в области образования из разных стран.

 

 

 
По теме
1 сентября на линейках волнуются не только первоклашки. С особым трепетом переступают школьный порог педагоги-новобранцы, вчерашние студенты, выбравшие делом жизни сеять разумное, доброе, вечное.
31.08.2017
 
 
Дети к купальному сезону готовы! - МЧС В связи с открытием первой смены  госинспектора инспекторского участка  государственной инспекции по маломерным судам города Переславля  посетили детские оздоровительные лагеря.
21.06.2018 МЧС
Сегодня в КЗЦ «Миллениум» 14 магистров и бакалавров кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета представили свои выпускные квалификационные работы государственной аттестационной комиссии.
20.06.2018 Ярославский регион
Уголовное дело завели по факту ДТП, в результате которого погиб ребенок На два месяца заключил под стражу Некрасовский районный суд 52-летнего водителя, насмерть сбившего подростка.
21.06.2018 Ярославский регион
Рыбинская пенсионерка осуждена за мошенничество на 9,5 миллиона рублей Перед судом в Ярославле предстанут 35-летний мужчина и 25-летняя сотрудница микрофинансовой организации, оформлявшие займы по чужим паспортам.
21.06.2018 Ярославский регион
Что смотреть в «Киномакс-Аура» с 21 июня - Ярославский регион #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ 4 июля на экране «Киномакс-Аура»! Накануне памятной даты Великой Отечественной Войны на экраны выйдет военная драма «Прощаться не будем» (6+).
21.06.2018 Ярославский регион
Говорят, люди мало читают, а дети заглядывают в книгу лишь под нажимом взрослых.
20.06.2018 Городские новости
21 июня горячая вода начала поступать к жителям Чкаловского микрорайона. По решению суда ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» возобновил подачу природного газа на котельную ООО «МЭС»,
22.06.2018 Администрация г. Переславля-Залесского
В Ярославле дополнительно отремонтируют 90 дорог: список В Ярославле готовят к сдаче первый объект, который ремонтируется в рамках приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги».
21.06.2018 Ярославский регион