Что немцу смерть – русскому жребий судьбы

Фото: i0.wp.com

Двадцать четвертого мая 1830 года в Москве в семье купца родился Алексей Кондратьевич Саврасов.

Ну как не вспомнить об этом замечательном художнике? Его по праву называют одним из самых поэтичных живописцев России.

Талант Саврасова проявился еще в детском возрасте. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества получил звание академика. Потом он в этом училище преподавал. И оказалось, что Саврасов не только гениальный пейзажист, но и талантливый педагог. Среди его учеников были Константин Коровин, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Сергей Светославский, которые всегда с теплотой вспоминали о своем учителе.

Коровин позднее рассказал, как Саврасов постоянно учил их видеть и уметь передавать красками красоту русской природы: «Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное – чувствуйте…»

Тогда же Саврасов создал свой главный шедевр – «Грачи прилетели». Об этой картине столько сказано, написано, что отмечу лишь одно: натурные этюды художник писал в марте 1871 года в селе Молвитино, ныне поселок Сусанино Костромской области. Саврасов любил эти верхневолжские места, много полотен написал в тех краях…

Однако в те же годы у Алексея Кондратьевича наступает творческий кризис, который он пытался заглушить алкоголем. А в 1882 году умирает его друг – Василий Григорьевич Перов. Они были не просто друзьями, но и вместе преподавали в училище живописи. Перов часто заступался за друга, выгораживал и защищал его перед начальством. Но вскоре после смерти Василия Григорьевича Саврасова уволили из училища за пьянство и пропуски занятий. Он лишился казенной квартиры и практически всех средств к существованию – лишь небольшая пенсия. От него ушла жена с двумя малолетними дочками.

Гиляровский в рассказе, который так и называется – «Грачи прилетели» – вспоминал, как они с художником Н.В. Невревым (он тоже плохо кончит) пришли на квартиру Саврасова (вернее, в меблированные комнаты):

«В комнате никого не было. Неврев пошел за перегородку, а я остановился перед мольбертом и замер от восторга: свежими, яркими красками заря румянила снежную крышу, что была передо мною за окном, исчерченную сетью голых ветвей берез с темными пятнами грачиных гнезд, около которых хлопочут черные птицы, как живые на голубом и розовом фоне картины.

За перегородкой раздался громкий голос Неврева:

– Да вставай же, Алеша! Пойдем в трактир… Ну же, вставай!

Никакого ответа не было слышно. Я прошел за перегородку. На кровати, подогнув ноги, так как кровать была коротка для огромного роста, лежал на спине с закрытыми глазами большой человек с седыми волосами и седой бородой, как у библейского пророка. В «каютке» этой пахло винным перегаром. На столе стояли две пустые бутылки водки и чайный стакан. По столу и на полу была рассыпана клюква.

–  Алеша,— тормошил Неврев.

–  Никаких!— хрипел пьяным голосом старик.

–  Никаких!— повторил он и повернулся к стене.

–  Пойдем, –  обратился ко мне Неврев, – делать нечего. Вдребезги. Видишь, клюквой закусывает, значит, надолго запил… Уж я знаю, ничего не ест, только водка да клюква.

Вынул из кошелька два двугривенных и положил на столик рядом с бутылками:

–  Чтобы опохмелиться было на что, а то и пальто пропьет.

Неврев был в восторге от картины:

– Ведь это же старый Алексей Кондратьевич. Вчера утром я подмалевку видел, а сейчас почти зaкончено… Надо присмотреть, чтобы спьяна не испортил… Забегу к нему завтра утром…

Так я в первый раз видел знаменитого художника, одного из основоположников русского пейзажа. Это было 25 марта, в солнечный день, в конце 1880-х годов»…

Потом Саврасов окончательно отрущобился: жил на Хитровом рынке, зарабатывая написанием бесконечных и очень слабых копий своих лучших произведений. Поэт Иван Алексеевич Белоусов вспоминал: «У Саврасова было два места приюта – ночлежные дома Хитрова рынка и рамочные мастерские, в которых изготовлялся товар для Сухаревского рынка. Там за бутылку водки Саврасов писал картины, которые потом продавались на Сухаревке по два, по три рубля с рамой»…

Саврасов стал героем произведения художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского. Картина «Ночлежники» (Ночлежный дом в Москве) 1889 года. На ней изображен Большой Трехсвятительский переулок, выходящий на Покровский бульвар, в котором была известная ночлежка «Ляпинка», названная по фамилии владельцев – купцов Ляпиных. Первоначально это было бесплатное общежитие для студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества. А потом оно стало просто ночлежкой. Не из всех же художников получались Васнецовы, Левитаны и Коровины! А жить-то им где-то надо было. Этих неудавшихся художников называли «вечными ляпинцами». Купцы-благотворители Ляпины их не прогоняли. Вот так постепенно общежитие стало обыкновенной ночлежкой. Днем ее освобождали для уборки, а ближе к вечеру постояльцы собирались в очередь под длинным навесом, задолго до открытия. Эта сцена и показана на картине Маковского. На переднем плане, в центре, изображен суровый старик. Красное от холода лицо, потрепанный сюртук и видавшая виды широкополая черная шляпа, короткие штаны не прикрывают голые ноги. В правой руке – черная папка. В этом старике легко угадывается Алексей Кондратьевич Саврасов…

Гиляровский позднее опишет этот неизменный наряд: «…я увидел огромную фигуру, в коротком летнем пальтишке, в серых отрепанных брюках, не закрывавших разорванные резиновые ботики, из которых торчали мокрые тряпки. На голове была изношенная широкополая шляпа, в каких актеры провинциальных театров изображают итальянских бандитов. Ветер раздувал косматую гриву поседелых волос и всклокоченную бороду».

Саврасова пытались спасти друзья и ученики. На какое-то время он исправлялся, бросал пить. Но потом опять срывался – пропадал («никаких!») в кабаках Хитровки. А от нее до ночлежки Ляпиных – рукой подать…

В последние годы жизни Саврасов вроде бы немножко отошел от пьяной и кочевой жизни, вторично женился. Но было уже слишком поздно, чтобы попробовать второй раз начать все сначала…

Гиляровский свой рассказ заканчивает так: «Я его видел только три раза и все три раза в конце марта, когда грачи прилетают и гнезда вьют… В моем альбоме он нарисовал весну… избушку… лужу… и грачей…

И вспоминаю я этого большого художника и милого моему сердцу человека каждую весну – когда грачи прилетают».

Автор Владимир БЫЧКОВ, радио Sputnik

 

 

 
По теме
2018_06_19_001_01 - Ярославская епархия 24 июня 2018 года завершает свою работу выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского» в Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
19.06.2018
 
Ярославцы зажгут свечи в память о не вернувшихся с Великой Отечественной войны Накануне 77-й годовщины со дня начала Великой Отечественной войны в Ярославле пройдет акция «Свеча памяти».
19.06.2018
  Картины ускользающего мира.  Золотой век японской графики.   В пору цветенья Вишни сродни облакам - Не потому ли Стала просторней душа, Словно весеннее небо...
19.06.2018
 
В сети появилось видео ДТП на Нефтестрое - Ярославский регион В Ярославле женщина расплатилась украшениями за ДТП по ее вине Видеозаписи ДТП с участием двух легковушек на Нефтестрое в Ярославле появились в сети.
19.06.2018 Ярославский регион
2018_06_19_001_01 - Ярославская епархия 24 июня 2018 года завершает свою работу выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского» в Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
19.06.2018 Ярославская епархия
Евгений Опочинин исследовал речь и сказания рыбинцев в конце XIX века. Выставка его памяти «Любитель русской старины» все лето работает в музее-заповеднике.
17.06.2018 Рыбинские Известия
На пазлах, выпущенных у чемпионату мира по футболу, вместо Саранска оказался Ярославль - Ярославский регион Швейцарские болельщики перепутали города и забронировали отель в Ростове Великом Отголоски того, что в Ярославле мог пройти чемпионат мира по футболу нашлись в сувенирной продукции, посвященной мундиалю.
19.06.2018 Ярославский регион
Государственное предприятие Ярославской области «Южный водоканал» с 18 июня 2018 г. по 31 июля 2018 г. проводит «амнистию» для физических лиц (собственников жилых домов) - потребителей услуг водоснабжения и водоотведения,
18.06.2018 Администрация г. Ростов