" Будущие ученые под крышей ЯрГУ "
9 октября 2018 года в приемной комиссии ЯрГУ состоялось открытие бюро «Умный Ярославль» – местного отделения федерального просветительского проекта «Умная Москва».
Этот проект был организован в 2013 году учеными из МГУ им. М.В. Ломоносова, рассчитан главным образом на школьников, основная его цель – популяризировать знания по естественным наукам (физике, химии, биологии и др.), донести их ребятам в интересной форме и дать им стимул к дальнейшему развитию в сфере науки. Ярославль станет 25-м городом, который будет охвачен проектом, в нем участвуют тысячи семей и несколько сотен ведущих. Занятия будут проходить в виде научно-популярных шоу. Открыла цикл шоу межпредметная научная программа «Великие научные открытия», во время которой детки погрузились в атмосферу лабораторий великих ученых. Открыли проект проректор по информационному развитию ЯрГУ Михаил Чистяков и сооснователь проекта Михаил Каптюг.
Бюро «Умный Ярославль» вызвало неподдельный интерес у жителей нашего города: в приемную комиссию пришли несколько десятков школьников вместе с родителями и учителями. И надо сказать, что их ожидания были оправданы сполна: будущих Менделеевых и Резерфордов учили обращаться с микроскопами, на практике показывали строение двигателя внутреннего сгорания, объясняли различия между бензином и дизельным топливом, ребята сами делали химические полимеры. На входе в аудитории, где проходило открытие, стояла небольшая выставка научных достижений человечества XIX – XX вв.: от первых рентгеновских снимков и дисковых стационарных телефонов до дискет и плееров. А пока дети постигали азы науки, с их родителями беседовал выпускник химического факультета МГУ Михаил Каптюг, объясняя суть и преимущества «Умной Москвы»:
1) Интерактивность. Каждый из детей, пришедших в лабораторию, будет делать опыты своими руками. Это лучший способ объяснить ребенку суть физических явлений и увлечь его этим.
2) Научность. Очень часто люди понимают под наукой то, что ей не является. Например, если вы видите по телевизору, как какой-нибудь человек смешивает прозрачные жидкости и вдруг получает жидкость темно-вишневого цвета, то это не совсем наука. В проекте ребятам будут объяснять только научные теории и факты.
3) Комплексный подход. Проект называется «Умный Ярославль». А что нужно, чтобы вырастить умного ребенка? Хорошей генетики, полного холодильника еды и престижной школы мало. Главное – личный пример. Вряд ли вы сумеете пристрастить вашего малыша к чтению или заставите его бросить курить, если сами не будете много читать или регулярно ходите с сигаретой. В воспитании детей дела всегда важнее слов, поэтому параллельно с детской программой всегда проходит программа для родителей.
Но главное, о чём говорил Михаил Каптюг, – это цель «Умной Москвы» и «Умного Ярославля». Все мы прекрасно понимаем, что будущее России – за нашими детьми. Они будут развивать экономику, строить дороги и жилые дома, содержать нас, когда мы состаримся и уйдем на пенсию. И не секрет, что сейчас мир вступает в эпоху цифровой экономики, которая сильно изменит привычный уклад жизни людей. Если еще 50 лет назад эффективность той или иной экономической или государственной сферы зачастую зависела от числа занятых в ней людей, то теперь технологическое развитие той же армии или сельского хозяйства зачастую становится важнее числа солдат в полку или трактористов в деревне. Организаторы проекта не могут гарантировать родителям, что их дети действительно увлекутся наукой, но сделают для этого все. И в этом отличие «Умного Ярославля», например, от государственных школ, у которых это не всегда получается.
Михаил Сапир,
Спецкор Студенческого пресс-центра ЯрГУ,
Исторический факультет