Не «Платоном» единым: грузоперевозчик рассказывает о проблемах бизнеса

На рынке автомобильных грузоперевозок неспокойно с той поры, как в России появилась система взимания платы  «Платон». Но перевозчиков беспокоит не только она: рост цен на топливо и запчасти, огромные штрафы и непродуманные решения по части весогабаритного контроля  «кошмарят»  даже добросовестных игроков.  «ЯрКуб» поговорил о проблемах отрасли с представителями ярославской компании, занимающейся доставкой грузов по всей стране.

Рассказать о своем видении текущей ситуации и путях выхода из нее согласились директор  ООО  «Техника»  Михаил Соловьев и экономист компании Константин Соловьев, члены Союза Автоперевозчиков Ярославской области.

О «Платоне»

Система взимания платы  «Платон»  создается в целях обеспечения порядка взимания платы с автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Полученные средства поступят в Федеральный бюджет РФ и будут направлены на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование  строительно-ремонтных  работ и улучшение  дорожно-транспортной  инфраструктуры. Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы  «Развитие транспортной системы России (2010 —  2020 годы)»  (подпрограмма — «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения  транспортно-эксплуатационного  состояния федеральных дорог (из раздела  «Вопрос-ответ»  на сайте системы  «Платон»).


Наша встреча проходит сразу после собрания Союза Автоперевозчиков Ярославской области и накануне встречи с Борисом Титовым. Перевозчики решали, о чем будут говорить с бизнес-омбудсменом  на фоне всеобщего недовольства системой и забастовок в южных регионах. Но на юге бизнес устроен иначе. Ярославским перевозчикам некогда бастовать —  обязательства перед заказчиками никто не отменял.

— За четыре машины в прошлом году мы заплатили 340 тысяч рублей. Это была ставка 1,53 рубля за километр, с 15 апреля ее подняли до 1,91. Почему подняли? Да потому что заранее не обеспечили контроль над собираемостью платежей. Мы платим,  кто-то   не платит. Они посмотрели, что собрали мало, подняли тариф. Еще в 2015 году, когда  «Платон»  ввели, можно было с заказчиками разговаривать, включать ставку в оплату системы. А сейчас они говорят:  «Откуда мы знаем, платите вы или нет?», — объясняет ситуацию Михаил.

Хорошо, если собранные средства пойдут на строительство и ремонт дорог, но перевозчики не понимают, почему  «Платон»  находится в руках частников без  какого-либо  тендера или конкурса. За свои услуги концессионер  «РТ-инвест   транспортные системы»   (половина принадлежит Игорю Ротенбергу) получает от 10,6 млрд рублей в год. В 2016 году с помощью системы было собрано около 22 млрд рублей при прогнозируемых 40–50 млрд. На создание  «Платона»  было потрачено в сумме 29 млрд рублей, то есть, в течение трех лет система должна рассчитаться с долгами (27 млрд рублей —  заемные деньги Газпромбанка), а затем еще 10 лет (соглашение заключено на 13 лет) получать неплохую прибыль.

— Расчеты сырые, непонятно, как рассчитывали тариф. Едешь ты пустой или везешь 20 тонн —  все равно платишь. Мы видим, что можно было сделать проще: заложить деньги в акциз, не создавать дополнительную инфраструктуру, не тратить средства и не назначать концессионера. Захотели отдельно собирать с фур —  сделайте специальную структуру в УГАДН. Пусть она занимается этим, —  говорит Константин.

У перевозчиков есть четкое понимание того, как изначально нужно было организовать  «Платон»: предусмотреть период тестового режима, создать инфраструктуру и провести регистрацию, тех, кто не зарегистрировался, штрафовать. Затем обеспечить перевозчиков устройствами.

— А то было как? Систему ввели, а на весь Ярославль привезли 70 устройств. Люди полгода ждали приборы, —  недоумевает Константин.

Показания бортовых устройств в период тестового режима дали бы возможность рассчитать обоснованный экономический тариф. И у перевозчиков не было бы повода протестовать.

В момент старта системы расчет по тарифу составлял 3,73 рубля за километр. Что на весах?

Но пресловутый  «Платон» — пусть и самая обсуждаемая, но не единственная проблема грузоперевозчиков.

— Поставили в нескольких регионах пробные автоматические пункты весогабаритного контроля. Грузовая машина проходит через рамку, а затем собственнику в случае нарушения приходит штраф. Нам не приходили, не нарушаем, но от этого никто не застрахован. По стране 380 рамок хотят поставить, —  продолжает разговор Михаил.

Автоматические пункты весогабаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения начали устанавливать в 2016 году. По словам главы Росавтодора Романа Старовойта, штраф за перегруз может составить 150 000 —  500 000 рублей. Официальные цифры такие: каждый третий грузовик нарушает норматив по массе, в среднем перегруз составляет 30% от допустимых параметров.

— Перевозчик не застрахован от нарушения, потому что грузоотправитель может умышленно обмануть: в документах указать одну цифру, а нагрузить больше. Когда штраф придет, это будет сложно доказать. Участников перевозки двое, а рамки затрагивают еще и собственника транспорта, который не всегда является перевозчиком. Именно он получает  «письма счастья». Надо устанавливать не рамки, а комплексные пункты, —  резюмирует Константин.

Комплексные пункты с участием человека, по словам Константина, снимут все вопросы. Рамка автоматически отфильтрует потенциальных нарушителей, так как она может промониторить весь поток, а на контрольных весах и замерах квалифицированный сотрудник сделает вывод: есть ли нарушение, чья вина —  водителя или грузоотправителя.

— Загрузились во Владивостоке, едем в Калининград. Первая пройденная рамка не остановит водителя с перегрузом, не заставит его исправить ситуацию. Она позволит ехать дальше и разрушать дорогу своим перегрузом. Основная цель не выполняется. Да, ему придет 200 тысяч штрафа, но платить в итоге никто не будет —  проще закрыть компанию и быстренько вывести активы. При этом рамки снимают ответственности грузоотправителя: он будет знать, что в суде невозможно доказать его вину, потому что никто не видел, что в кузове у перевозчика, —  рассматривает ситуацию Константин. —   Грузоотправители посчитают: так, 100 тонн можно пятью машинами перевезти и потратить 250 тысяч, а можно только четырьмя и потратить 200 тысяч. Любой экономист посчитает и скажет, как выгоднее. Этими рамками государство только мотивирует грузоотправителей нарушать правила перевозок грузов.

Михаил напоминает, что в 2015 году совершенно справедливо предусмотрели ответственность грузоотправителя в КоАП. Нововведение же сводит усилия законодателя к нулю.


КоАП РФ, статья 12.21.1. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
8. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 настоящей статьи,  —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц —  от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц —  от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
9. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 3, 5 или 6 настоящей статьи,  —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц —  от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц —  от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.


— Есть недобросовестные перевозчики, недальновидные, нагружают за копейки. Есть безответственные водители. Но мы говорим о том, что глобальные федеральные проекты надо обсуждать с непосредственными участниками. Мы ведь разработали четкую схему работы с автоматическими рамками, но нас никто не спросил. Только что видели: одна машина у человека, ему пришли три штрафа. Два по 150 и один на 300 тысяч. Сейчас он закроется, с чего ему платить? Квартиру продавать? Он в год столько не зарабатывает, —  говорит Михаил.

«Нам больше всех дороги нужны»

Разговор об автомобильных грузоперевозках мы продолжаем менее резонансными проблемами: соблюдение режима сна и отдыха, тахографы и состояние дорог.

— Режим сна и отдыха хотят видеть таким, как на Западе, а дороги у нас не западные, —  невесело усмехается Михаил.  — Едем мы в Читу. Тысяча, две тысячи километров —  лес. И ни обочины, чтобы встать. Да и нельзя на обочине стоять, любая легковая въедет, ДТП, жертвы. Я уже и не говорю просто о наличии стоянок, где можно машину с грузом под охрану сдать, помыться, поесть и поспать восемь часов. Есть перевалы в районе Иркутска, на которых вообще нельзя останавливаться. А через каждые восемь часов тебе надо встать! Водитель не может позволить себе спать на обочине. Или он соберет кучу легковых под себя, или ему по голове стукнут и ликвидный груз на «Газелях»  увезут. За МКАДом заканчивается Европа и начинается Россия.

Что касается тахографов, то Минтранс обязал установить отечественные цифровые, при этом счел  «родные»  приборы недействительными.

— На самом деле, никто не вправе требовать замены тахографа, пока машина не отработает свое. Можно лишь запретить ввоз машин с аналоговыми приборами. Наверное,  кто-то   производит нужные тахографы, поэтому его интересы так лоббируются, —  допускает такую возможность Константин.

Но кто докажет? Да и некогда перевозчикам думать об этом. Как бы ни «закручивали гайки», на первом месте всегда находится состояние дорог. Хорошая дорога — и водителю спокойнее, и компании расходов меньше.

— Мы самые заинтересованные в состоянии дорог, —  замечает Михаил и приводит простые цифры.  — Сейчас мне пришел счет на колеса. Два колеса —  50 тысяч рублей. Корейские.  «Мишлен»  дороже —  70 тысяч. У четырех машин 12 колес. Я что, не заинтересован в их жизни? Пневмоподушки по 6 тысяч, с каждого рейса по одной-две  меняем. А колеса подорожали с введением санкций, в России все шинные заводы с заграничным сырьем работают. Попасть на наших дорогах можно где угодно. Яма, порез —  все, меняй.

Мы заканчиваем разговор подсчетами. Перевозчики платят акцизы на топливо, транспортный налог и «Платон». Каждая машина приносит в бюджет с этих сборов порядка 400 тысяч в год. Если взять за основу цифру большегрузов, зарегистрированных в системе  «Платон»  на 15 апреля 2017 года, то получается около 330 млрд рублей в год.  «Автобаны можно строить!  — разводит руками Михаил.  — И где дороги? Дырки латают  кое-как . А деньги уходят  куда-то» .

Свидетельство о регистрации СМИ yarcube.ru : №ФС77-60775 от 25 февраля 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Автор: Марина Седнева
 
По теме
Прокуратура Ярославской области поддержала ходатайство следствия об избрании меры пресечения виде заключения под стражу в отношении 49-летнего первого заместителя главы Ярославского района.
Первый заместитель главы Ярославского района заключен под стражу - Городской телеканал Первый заместитель главы Ярославского района арестован. 49-летнего Александра Кошлакова обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей «Превышение должностных полномочий,
Городской телеканал
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВРАЧЕЙ 2024 года - Городская больница им. Н.А. Семашко Наши специалисты  ГБУЗ ЯО Клиническая больница имени Н.А. Семашко  участвуют во ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ВРАЧЕЙ 2024 года.
Городская больница им. Н.А. Семашко
Уважаемые пациенты! - Городская больница им. Н.А. Семашко В субботу, 6 апреля 2024 года в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) ГБУЗ ЯО «Клиническая больница им.
Городская больница им. Н.А. Семашко