Новости города БезФормата.Ru
Ярославль
Главные новости
 
Задать вопрос?

А.В. Щипков: Как нам понимать светскость государства

001_001_001_111 - Ярославская епархия
Фото: yareparhia.ru

Александр Щипков, доктор политических наук, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Госдумы, член Общественной палаты РФ

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство». Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов — это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом «нерелигиозности». При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости — без приставки «не» и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

  1. Секулярность не монолитна . На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».
  1. Секулярность идеологична . Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности — идеологическое. Отсюда и термин «секуляризм» («секуляристский») — обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать «вульгарного примитивного понимания светскости» как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.
  1. Секулярность не антирелигиозна . Отделение церкви от государства — важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность — нет.
  1. Секулярность (как и религиозность) не может быть критерием социальной или культурной «полноценности» . Понятие «секулярность» долгое время было сцеплено с классической дихотомией «современное — традиционное». Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время «традиционного общества» и время «общества модерна».
  1. Секулярность (как и религиозность) мифологична . Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: «Светское государство… регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования». Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, «белое с горячим». Гражданских, а не церковных — было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы — близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской «Солидарности»? Протестантизм — во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм — в израильском обществе? Конфуцианство — в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии «гражданское — религиозное» абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай — это наследие той самой, по словам В.Путина, «вульгарной трактовки светскости», для которой религия — это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы «преодолена» наукой. Данная точка зрения давно устарела. От «единого научного мировоззрения» мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор — первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века — это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества — какими бы они ни были — поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать «более атеистические» и «более религиозные» государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства: «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа» . То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу — ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии — есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=223

ArchMichail - Ярославская епархия19 сентября 2017 года в гарнизонном храме Архангела Михаила г. Ярославля отпраздновали воспоминание чуда архангела Михаила.
20.09.2017 Ярославская епархия
2OFih81n5Mo - Ярославская епархия27 сентября 2017 года в Заволжском районе пройдёт традиционный крестный ход.
20.09.2017 Ярославская епархия
FullSizeRender-3 - Ярославская епархия18 сентября 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Стамбул.
20.09.2017 Ярославская епархия
00_7652-1200 - Ярославская епархияНа официальном портале проектов нормативных правовых актов Министерством культуры РФ размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и к
20.09.2017 Ярославская епархия
255115.b - Ярославская епархияПредседатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   В.Р.
20.09.2017 Ярославская епархия
Волгу вброд переходили да всё время пьяные: правда и мифы о Ярославле

19 сентября 2017 - 76.RuО Ярославле говорят далеко за его пределами. Но что из этого правда? Разбираемся вместе с историком.
19.09.2017 76.Ru
001_001 - Ярославская епархия19 сентября Дмитрий Миронов официально вступил в должность губернатора Ярославской области.
19.09.2017 Ярославская епархия
21 сентября – Рождество Богородицы: традиции, приметы, поверья - Газета Золотое кольцоЦерковный год в Русской православной церкви, как мы знаем, начинается с 14 сентября.
19.09.2017 Газета Золотое кольцо
Вокруг храма Ильи Пророка расставили восьмиметровые столбы

19 сентября 2017 - 76.RuЦерковь Ильи Пророка в Ярославле окружили восьмиметровые столбы. Вокруг храма появилась новая подсветка на больших столбах.
19.09.2017 76.Ru
Поздравление священника Александра Запрягаева - УФСИНСотрудники регионального УФСИН поздравили игумена Николая (Шишкина) с юбилеем священнического служения.
18.09.2017 УФСИН
Рыбинец, делая ремонт в квартире, украл у хозяина строительные инструменты - Ярославский регионВ Ярославской области предприниматель обманул инвалида и ветерана войны на 84 тысячи В полицию Рыбинска обратился местный житель.
20.09.2017 Ярославский регион
37-летний житель Углича признан виновным в совершении особо тяжкого преступления - Следственный комитетСобранные следственным отделом по городу Угличу СУ СКР по Ярославской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении ранее не судимого  37-летнего местного жителя.
20.09.2017 Следственный комитет
В Ярославле эвакуировали школу №33 - Ярославский регионВ Ярославле эвакуировали мэрию В Ярославле в среду, 20 сентября, эвакуировали 33-ю школу из-за сообщения о заложенном взрывном устройстве.
20.09.2017 Ярославский регион
В регионе снизилось количество преступлений и ДТП - Ярославский регион
В регионе снизилось количество преступлений и ДТП
Благодаря принятым мерам за семь месяцев этого года на территории региона сократилось количество преступлений: в общественных местах – с 4434 до 3786 случаев, на улице – с 2444 до 2278 случаев.
Ярославский регион
В Ярославле «заминировали» мэрию - Ярославский регион
В Ярославле «заминировали» мэрию
В Ярославле эвакуировали посетителей крупного торгового центра Второе ЧП за несколько часов, связанное с эвакуацией значимого городского объекта, произошло в Ярославле.
Ярославский регион
Охота пуще неволи. В этом сезоне в лесах Ярославской области заблудились более 20 человек - Ярославский регион
Охота пуще неволи. В этом сезоне в лесах Ярославской области заблудились более 20 человек
Осенью лес особенно манит любителей собирать грибы и ягоды. Десятки ярославцев отправляются на тихую охоту.
Ярославский регион
2OFih81n5Mo - Ярославская епархия27 сентября 2017 года в Заволжском районе пройдёт традиционный крестный ход.
20.09.2017 Ярославская епархия
FullSizeRender-3 - Ярославская епархия18 сентября 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Стамбул.
20.09.2017 Ярославская епархия
ArchMichail - Ярославская епархия19 сентября 2017 года в гарнизонном храме Архангела Михаила г. Ярославля отпраздновали воспоминание чуда архангела Михаила.
20.09.2017 Ярославская епархия
21 сентября – Рождество Богородицы: традиции, приметы, поверья - Газета Золотое кольцо
21 сентября – Рождество Богородицы: традиции, приметы, поверья
Церковный год в Русской православной церкви, как мы знаем, начинается с 14 сентября.
Газета Золотое кольцо
file_3278 - Рыбинские Известия
«Мир и Клир»
С 14 по 19 сентября Рыбинск станет площадкой для межрегиональной православной выставки-ярмарки «Мир и Клир».
Рыбинские Известия
Вариант подсветки храма Ильи Пророка будет определен при участии жителей региона - Ярославский регион
Вариант подсветки храма Ильи Пророка будет определен при участии жителей региона
В Ярославля пройдет церемония развода конных и пеших караулов Президентского полка в честь окончания работ в зоне ЮНЕСКО Установка одной тестовой опоры освещения у церкви Ильи Пророка не дала полной картины воздействия н
Ярославский регион
Залез на дерево и сел в инвалидное кресло: на что пошел Роман Курцын ради роли

21 сентября 2017 - 76.RuОдним достаются роли супергероев, другим – злодеев. А кому-то приходится и бомжа, просящего милостыню сыграть.
21.09.2017 76.Ru
музей - Rybinsk-Once.Ru5 октября в Рыбинском музее-заповеднике открывается выставка, которая расскажет о событиях, проходивших в городе Рыбинске ровно сто лет назад, в эпоху революций 1917-го.
20.09.2017 Rybinsk-Once.Ru
DSC_9705.JPG - Администрация Даниловского р-на15 сентября в Летнем саду Даниловский историко-краеведческий музей им. П. К. Шарапова праздновал свой полувековой юбилей.
20.09.2017 Администрация Даниловского р-на
<b>Подсказка:</b> Наведите курсор на правую или левую сторону картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.<br /><br />Вы просматриваете изображения из статьи:<br /><span class="sigProPopupCaption">Музей – для угличан и ради угличан</span><br /><a class="sigProDownloadLink" href="/plugins/content/jw_sigpro/jw_sigpro/includes/download.php?file=images/2017/37/muzei/01.37.2017.jpg" download>Скачать картинку</a> - Угличская газета
Музей – для угличан и ради угличан
Угличскому государственному историко-архитектурному и художественному музею исполнилось 125 лет.
Угличская газета
Феномен советского театра - Городские новости
Феномен советского театра
В Ярославле проходит традиционный XVIII международный Волковский фестиваль.
Городские новости
Культурный слой во время благоустройства Летнего сада в Переславле не затронут - Ярославский регион
Культурный слой во время благоустройства Летнего сада в Переславле не затронут
Во время работ по благоустройству Летнего сада в Переславле культурный слой не пострадает.
Ярославский регион
Рабочая встреча в АМФР - Мини-футбол Ярославской области14 сентября т.г. в офисе Ассоциации мини-футбола России прошла рабочая встреча Президента АМФР Эмиля Алиева и Президента Ассоциации мини-футбола “Золотое кольцо” Ивана Бирюлина.
20.09.2017 Мини-футбол Ярославской области
Финал Открытого Чемпионата  Wild Motors  по мотокроссу - Uglich-Online.Ru10 сентября на мототрассе в Ярославле прошёл пятый финальный этап Открытого Чемпионата клуба "Wild Motors" по мотокроссу.
21.09.2017 Uglich-Online.Ru
литвинюк - Рыбинские ИзвестияС 17 по 22 сентября в России проходит акция «На работу на велосипеде!». Если вы все еще не можете расстаться с любимой «ласточкой» или стоически ждете на остановке троллейбус, а в это время двухколесный друг пылится на балконе,
20.09.2017 Рыбинские Известия
Ярославский «Шинник» вышел в одну восьмую розыгрыша Кубка России - Городские новости
Ярославский «Шинник» вышел в одну восьмую розыгрыша Кубка России
Сегодня наши футболисты показали прекрасный футбол и с хорошим запасом обыграли команду премьер-лиги - екатеринбургский «Урал».
Городские новости
О чем говорит разница между длиной указательного и безымянного пальцев - Газета Золотое кольцо
О чем говорит разница между длиной указательного и безымянного пальцев
Соотношение длины указательного и безымянного пальца — показатель уровня тестостерона и эстрогена, с которыми человек столкнулся на стадии внутриутробного развития.
Газета Золотое кольцо
В Ярославле построили два новых футбольных поля - Ярославский регион
В Ярославле построили два новых футбольных поля
В Заволжском районе Ярославля специальная комиссия из мэрии города проверила ход установки футбольных полей около гимназии №3 и у школы №52.
Ярославский регион
В Ярославле эвакуировали школу №33 - Ярославский регионВ Ярославле эвакуировали мэрию В Ярославле в среду, 20 сентября, эвакуировали 33-ю школу из-за сообщения о заложенном взрывном устройстве.
20.09.2017 Ярославский регион
Дмитрию Миронову вручили удостоверение губернатора Ярославской области - Ярославский регионДепутаты нового созыва ярославского муниципалитета получили свои корочки 18 сентября председатель облизбиркома Олег Захаров вручил Дмитрию Миронову удостоверение губернатора Ярославской области.
18.09.2017 Ярославский регион
На ярославском мосту через Которосль заложена свая для береговой опоры - Городские новостиСегодня производится наклонно-горизонтальное бурение для того, чтобы провести магистральный газопровод под дном реки.
20.09.2017 Городские новости
Игорь Каграманян с 20 сенября сменит в Совете Федерации Виктора Рогоцкого - Газета Золотое кольцоИнтересы Ярославской области в Совете Федерации, верхней палате Федерального собрания Российской Федерации будет представлять Игорь Каграманян.
20.09.2017 Газета Золотое кольцо
Дмитрий Миронов в числе 17 новоизбранных губернаторов сегодня встречается с президентом России - Газета Золотое кольцоПрезидент РФ Владимир Путин в Кремле примет глав регионов, которые одержали победу на выборах 10 сентября, сообщила пресс-служба Кремля.
20.09.2017 Газета Золотое кольцо