Новости города БезФормата.Ru
Ярославль
Главные новости
 
Задать вопрос?

А.В. Щипков: Как нам понимать светскость государства

001_001_001_111 - Ярославская епархия
Фото: yareparhia.ru

Александр Щипков, доктор политических наук, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Госдумы, член Общественной палаты РФ

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство». Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов — это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом «нерелигиозности». При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости — без приставки «не» и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

  1. Секулярность не монолитна . На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».
  1. Секулярность идеологична . Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности — идеологическое. Отсюда и термин «секуляризм» («секуляристский») — обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать «вульгарного примитивного понимания светскости» как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.
  1. Секулярность не антирелигиозна . Отделение церкви от государства — важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность — нет.
  1. Секулярность (как и религиозность) не может быть критерием социальной или культурной «полноценности» . Понятие «секулярность» долгое время было сцеплено с классической дихотомией «современное — традиционное». Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время «традиционного общества» и время «общества модерна».
  1. Секулярность (как и религиозность) мифологична . Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: «Светское государство… регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования». Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, «белое с горячим». Гражданских, а не церковных — было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы — близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской «Солидарности»? Протестантизм — во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм — в израильском обществе? Конфуцианство — в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии «гражданское — религиозное» абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай — это наследие той самой, по словам В.Путина, «вульгарной трактовки светскости», для которой религия — это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы «преодолена» наукой. Данная точка зрения давно устарела. От «единого научного мировоззрения» мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор — первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века — это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества — какими бы они ни были — поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать «более атеистические» и «более религиозные» государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства: «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа» . То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу — ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии — есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=223

На въезде в Ярославль установили четырехметровый поклонный крест - Ярославский регионПравославный поклонный крест был установлен на федеральной трассе М8 «Холмогоры» в Ярославском районе на въезде в областной центр в пятницу, 15 декабря.
16.12.2017 Ярославский регион
2017 12 15 006 03 - Ярославская епархия15 декабря 2017 года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон совершил освящение Поклонного креста на въезде в г. Ярославль со стороны Кузнечихи.
15.12.2017 Ярославская епархия
2017_12_15_002_01 - Ярославская епархия7 декабря 2017 года в актовом зале Ярославской губернской православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова) прошел финал конкурса «Красота Божьего мира в прозе, поэзии и музыке».
15.12.2017 Ярославская епархия
2017_12_15_003_01 - Ярославская епархия21 и 22 декабря 2017 года в Михайло-Архангельском храме г. Ярославля, в его трапезной части, состоится мастер-класс по изготовлению расписных пряников к Рождеству Христову.
15.12.2017 Ярославская епархия
2017_12_15_004_01 - Ярославская епархияЯковлевско-Благовещенский храм г. Ярославля приглашает всех принять участие в традиционном благотворительном проекте «Спешите благотворить» Воскресной школы «Пчёлки».
15.12.2017 Ярославская епархия
DSC_0372.JPG - Администрация Даниловского р-наВ день героев Отечества, 9 декабря, молодежный центр «Бригантина» г. Данилова принимал гостей – участников детской межмуниципальной историко-краеведческой конференции «Голос прошлого».
15.12.2017 Администрация Даниловского р-на
  План проведения мероприятий, приуроченных к празднованию Нового года, Рождества Христова,
15.12.2017 Администрация Мышкинского района
40 дней памяти игуменьи Феодоровского монастыря Варвары совпал с ее Днем ангела - YarNews.Ru17 декабря о матушке будут вспоминать в Переславля-Залесском.   Это видео на   адрес информационного портала «ЯрНьюс»  пришло из пресс-службы Никольского женского  монастыря Переславской епархии Ярославской митрополии.
15.12.2017 YarNews.Ru
Творить добро – это легко. 23 декабря в торговых центрах Рыбинска, 6 января в храмах города пройдут ярмарки «Рождественская снежинка».
15.12.2017 Рыбинские Известия
Не умолкшие колокола: символ непотопляемости России - Uglich-Online.RuБлизится один из самых «зимних» и самых почитаемых во всем христианском мире праздников.
15.12.2017 Uglich-Online.Ru
Трое на одного: грабитель избил ярославца пистолетом за то, что тот запачкал его кроссовки кровью - Ярославский регионЖитель Ярославской области во время ссоры зарезал сожителя своей сестры В Ярославле перед судом предстали трое местных жителей в возрасте от 21 до 30 лет.
15.12.2017 Ярославский регион
В центре Ярославля в припаркованную «Газель» врезалась маршрутка с пассажирами - видео - Ярославский регионНа проспекте Ленина в Ярославле накануне произошло ДТП с участием общественного транспорта.
16.12.2017 Ярославский регион
15 декабря около 19.30 на 321 км. автодороги М8 «Холмогоры» в Даниловском районе произошло ДТП.
16.12.2017 МВД
32-летний угличанин убил сожителя сестры - Газета Золотое кольцо
32-летний угличанин убил сожителя сестры
Следственным отделом по городу Угличу СУ СКР по Ярославской области завершено расследование уголовного дела в отношении 32-летнего местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.
Газета Золотое кольцо
В Ярославской области сгорел кроссовер - Ярославский регион
В Ярославской области сгорел кроссовер
Появилось видео горящей маршрутки на Московском проспекте в Ярославле Во время движения по дороге Новый Некоуз – Шестихино вечером в четверг, 14 декабря, загорелся внедорожник.
Ярославский регион
Житель Ярославской области во время ссоры зарезал сожителя своей сестры - Ярославский регион
Житель Ярославской области во время ссоры зарезал сожителя своей сестры
Жителя Ярославской области осудят за жестокое убийство собутыльника Во время пьяной ссоры 32-летний житель Ярославской области нанес смертельные раны сожителю своей сестры.
Ярославский регион
DSC_0372.JPG - Администрация Даниловского р-наВ день героев Отечества, 9 декабря, молодежный центр «Бригантина» г. Данилова принимал гостей – участников детской межмуниципальной историко-краеведческой конференции «Голос прошлого».
15.12.2017 Администрация Даниловского р-на
Фотовыставка, посвященная Александру Невскому, открывается сегодня в Успенском соборе Ярославля.
14.12.2017 ГТРК
Творить добро – это легко. 23 декабря в торговых центрах Рыбинска, 6 января в храмах города пройдут ярмарки «Рождественская снежинка».
15.12.2017 Рыбинские Известия
вахромеево - Рыбинские Известия
Молитва в снегах
Заснеженной лесной дорогой на внедорожниках и пешком пробирались участники необычной экспедиции к новой часовне в честь преподобного Серафима Вырицкого.
Рыбинские Известия
DSC_0459 - Рыбинские Известия
Во весь голос
В Рыбинске на протяжении трех дней хоровое пение звучало, казалось, повсюду – и на железнодорожном вокзале, и в храмах, не говоря уже о дворцах культуры.
Рыбинские Известия
13 декабря православные отмечают День апостола Андрея Первозванного - Газета Золотое кольцо
13 декабря православные отмечают День апостола Андрея Первозванного
Апостол Андрей родился в Вифсаиде – небольшом городе на берегу Генисаретского озера.
Газета Золотое кольцо
Все на слет волшебников! В Рыбинске в субботу состоится главное предновогоднее событие - Ярославский регионВ Рыбинске Деды Морозы и Снегурочки провели необычную фотосессию 16 декабря Рыбинск вновь накроет волна волшебства и радости – за две недели до одного из самых любимых праздников детворы, да и взрослых людей тоже,
16.12.2017 Ярославский регион
В Ярославль съехались победители всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» - Ярославский регионВ Ярославле проходит семинар «Управление социокультурными проектами: инструменты и успешные практики».
15.12.2017 Ярославский регион
Sokrovischa_v_Kaliningrade1 - Музей-ЗаповедникВпервые около ста предметов из собрания Ярославского музея-заповедника отправились на «гастроли» в самый западный регион России — город Калининград.
15.12.2017 Музей-Заповедник
В Ярославле в Успенском соборе открылась выставка «Александр Невский - имя России» - Ярославский регион
В Ярославле в Успенском соборе открылась выставка «Александр Невский - имя России»
В Рыбинске открылась выставка «Неизвестные герои забытых сражений» В Ярославле в четверг, 15 декабря, в Успенском соборе открылась выставка «Александр Невский - имя России».
Ярославский регион
07.49.2017 - Угличская газета
У каждого художника свой вдохновитель
Десятый, юбилейный музыкально-поэтический вечер состоялся в музее «Под благодатным покровом», он собрал наибольшее количество зрителей за прошедшие пять лет (более 50 человек).
Угличская газета
Портрет художника Шилова - Городские новости
Портрет художника Шилова
До 28 января в Ярославском художественном музее будет работать юбилейная выставка из собрания Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Александра Шилова.
Городские новости
Онлайн-версия ДеУ: Мы начинаем КВН! 2.0 - ЯГУ им. П.Г. ДемидоваВ ЯрГУ прошел II фестиваль Лиги КВН Профкома студентов. В первой игре сезона встретились 11 команд: среди участников студенты десяти факультетов и две сборные команды.
16.12.2017 ЯГУ им. П.Г. Демидова
«Локомотив» подписал двухлетний контракт с защитником Зиятом Пайгиным - Ярославский регион«Локомотив» объявил о подписании двухлетнего двустороннего контракта с Зиятом Пайгиным.
15.12.2017 Ярославский регион
Волевая победа «Буревестника» - ИА Ярославский спортВ рамках регулярного чемпионата России по баскетболу среди мужских команд Суперлиги-2 «Буревестник» Ярославль провёл в Ставрополе первую игру против местного «Динамо».
16.12.2017 ИА Ярославский спорт
Тюремный хостел и ретро-футбол – новые туристические проекты Ярославской области - Ярославский регион
Тюремный хостел и ретро-футбол – новые туристические проекты Ярославской области
Тюремный хостел, футбольные матчи 100-летней давности – нестандартные инвестиционные туристические проекты обсудили во время ярославского инвестиционного форума.
Ярославский регион
На Советской площади Ярославля началась заливка катка - Ярославский регион
На Советской площади Ярославля началась заливка катка
В центре Ярославля установили новогодние карусели На Советской площади Ярославля после установки холодильного оборудования в основание ледовой площадки начался процесс наморозки льда.
Ярославский регион
«Локо-Юниор» разгромил «Липецк» в повторном матче - Ярославский регион
«Локо-Юниор» разгромил «Липецк» в повторном матче
Ярославский МХК «Локо-Юниор» одержал победу в рамках регулярного чемпионата НМХЛ.
Ярославский регион
Все на слет волшебников! В Рыбинске в субботу состоится главное предновогоднее событие - Ярославский регионВ Рыбинске Деды Морозы и Снегурочки провели необычную фотосессию 16 декабря Рыбинск вновь накроет волна волшебства и радости – за две недели до одного из самых любимых праздников детворы, да и взрослых людей тоже,
16.12.2017 Ярославский регион
В центре Ярославля установили новогодние карусели - Ярославский регионВ новогодние праздники в Ярославле ограничат движение в центре: схема В центре Ярославля на Советской площади установили новогодние карусели.
15.12.2017 Ярославский регион
Полномочия по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирных домов выше четырех этажей переданы с муниципального на региональный уровень.
15.12.2017 Ярославский регион
Коммунальные платежи ярославцев зависли на счетах банка «ВВБ» - Газета Золотое кольцоЗаместитель председателя правительства Ярославской области Виталий Ткаченко пообещал, что на следующем заседании  Ярославской бластной думы 21 декабря он доложит о ситуации со счетами ярославских ТСЖ и ЖСК,
15.12.2017 Газета Золотое кольцо
В Рыбинске построят самую большую в мире яхту для Федора Конюхова - Ярославский регионВ Рыбинске на судостроительном заводе «Вымпел» обсудили вопрос строительства яхты для очередного кругосветного плавания Федора Конюхова, который накануне посетил второй по величине город Ярославской области.
16.12.2017 Ярославский регион