«Мне трудно смотреть игровое кино». Режиссер Ренато Боррайо Серрано рассуждает о документалистике

Киноклуб  «Нефть»  в последнюю неделю 2017 года организовал показы  фильмов-участников   фестиваля  «Артдокфест». Среди них была работа  «Кино для Карлоса»  Ренато Боррайо Серрано. Режиссер приехал в Ярославль, чтобы лично представить картину зрителям.  «Яркуб»  немедленно пошел знакомиться.

Ренато Боррайо Серрано приехал в Москву из Антигуа-Гватемалы, столицы колониальной Гватемалы, чтобы стать инженером нефтегазовой отрасли. Россия предоставила грант и хорошую стипендию, по окончании вуза — возможность работать в профильной компании. «Были хорошие перспективы, да. Но я всегда хотел снимать кино, — хохочет Ренато. — Как только оказался в Москве и начал плохо понимать русский язык, решил, что не светит мне стать инженером нефтегаза. Пошёл во ВГИК». На последнем курсе будущий режиссёр документального кино параллельно учился в школе документального кино и театра Марины Разбежкиной. «Это другая школа, и меня она заинтересовала. Чувствовал, что было бы глупо не воспользоваться возможностью пройти другой путь».

Чем Ренато привлекает документальное кино?  «Существует предрассудок, что это скучный материал про  каких-нибудь  людей в природе, с нудным голосом за кадром. На самом деле, возможности у документального кино большие. Это целый язык, и он отличается от языка игрового кино». Для режиссёра Серрано документалистика интересна возможностью проявить авторское видение реальности, принимая радикальные решения.  «Автор всегда вынужден справиться с почти невозможной задачей. Какой? Рассказать историю, которую не он пишет, не он придумывает». Ренато —  воплощение горячей страсти к исследованию жизни. Жизнь для него интереснее кино.  «А когда я решаю сходить в кино на какой-нибудь  документальный фильм, я жду, что жизнь в нем будет  „сгущена“, и я смогу прожить больше, чем если не схожу».

Есть в документальном кадре  что-то  завораживающее для меня, потому что в нем нет актера. Мне сейчас трудно смотреть на лицо актера. Очень трудно смотреть кино, которое держится на актерской игре. Чаще всего я вижу человека, которому заплатили, чтобы он плакал. Это для меня невозможно.

На «Артдокфесте»  в 2017 году Ренато представил работу  «Кино для Карлоса». Фильм получил диплом жюри. Карлос —  сын Ренато и московской художницы. Он родился в канун 2017 года. На первых кадрах Ренато звонит своей маме в Гватемалу по скайпу —  радость за сына выплескивается на зрителей через два экрана. Затем на сцену выходят главные герои, родители супруги: Сергей Михайлович и тетя Ласточка. Почему  «тетя Ласточка»?  «Это Сергей Михайлович так придумал. Когда я спросил, он сказал:  «Когда она открывает рот, я будто слышу пение ласточек».

Историю, которую Серрано снимал неделю, когда родители приехали жить в молодую семью, далека от романтики.  Режиссер-документалист  и президент  «Артдокфеста»  Виталий Манский, представляя  «Кино для Карлоса» в издании  «Медуза», отметил :  «Посмотрев фильм  „Кино для Карлоса“, сделанный очень молодым парнем, я почему-то  вдруг задумался об истории собственной семьи, о своих дедушках и бабушках, об обстоятельствах женитьбы моей мамы и моего папы, о том, были ли дедушки и бабушки довольны выбором молодых». Бабушка нежно смотрит на крохотного Карлоса и сокрушенно замечает:  «Ничего-то  нашего в нем нет». На вопрос Ренато за кадром, какого бы мужа она хотела для дочери, говорит прямо:  «Обычного русского Ивана…  Не надо было камеру ей покупать (Ренато познакомился с супругой благодаря общему увлечению. Она сняла два, по его словам, очень хороших фильма —  прим. ред.)». Тетю Ласточку до слез трогают две вещи: парад на Красной площади 9 мая и поздравление президента Путина с Новым годом. Авторитарной рукой она управляет мужем —  простым русским Сергеем Михайловичем. Украдкой от жены тот употребляет стопочку, характерно взмахивая рукой, и пускается в размышления о том, что важно в семейной жизни.  «Я всегда хотел снимать их, как только познакомился, еще до рождения Карлоса. Всегда у них было похожее отношение ко мне. И я смотрю со стороны —  мне кажется, что они невероятно смешные люди. В их отношениях есть большая комедийная составляющая. У меня руки чесались их снимать», — кивает Ренато. И на вопрос о сверхзадаче документального режиссера не кривит душой:  «Разрешить страсть, которая у него есть».

«Может быть, в фильме есть слишком жесткий взгляд. Не знаю. В биографии художника Серова есть интересный момент. Он взялся рисовать портрет своей матери. И когда она позировала, вдруг увидела в глазах сына  что-то  такое, что не смогла узнать. Он смотрел на нее не как любящий сын, а как художник. Она увидела  что-то  страшное и с истерикой отказалась от портрета, —  рассказывает Серрано.  — Я разговаривал с разными режиссерами, понял: в работе ты начинаешь ощущать ответственность за то, чтобы фильм был хорошим. Ответственность легко одолевает тебя, и ты уже не думаешь, как фильм повлияет на твои отношения с человеком». Режиссер утверждает, что у камеры есть лечебное свойство: она отстраняет от ситуации.  «Есть вещи, которые было бы неприятно слышать без камеры. А когда ты с камерой, находишься в комедийной ситуации и воспринимаешь себя как ее персонажа. В ту неделю, когда мы жили вместе, это очень помогло».  «Кино для Карлоса», действительно, успешно мимикрирует под комедию. Это ощущают даже строгие немецкие зрители.  «У меня был показ на фестивале в Лейпциге. [Зрители] приходили очень серьезные. И вдруг они начали смеяться! Воспринимали все происходящее как комедию. Подходили ко мне после фильма и продолжали смеяться, даже не столько комментировали, сколько смеялись. Может быть, смех —  это подмена других чувств?».

Хотел бы Ренато, чтобы Карлос увидел снятое для него кино?  «Да, конечно. Если он этого захочет. Вдруг не захочет?»  А какую реакцию ждет?  «Не думал об этом. Мне хотелось бы, чтобы он смеялся. Чтобы ему было смешно».

Для Серрано важно, чтобы у сына был выбор —  смотреть или не смотреть на своих бабушку и дедушку в том времени, когда он только-только  родился. Тема предков занимает его самого:  «Я задаю себе вопрос —  насколько я похож на них? У нас одна генетика. Сохранилась одна фотография моего двоюродного прадеда —  внешне я на него очень похож. Иногда трудно  что-то  объяснять себе, потому что мы что-то  не понимаем в прошлом, наверное. И прошлое манит и затягивает нас. Вот у меня есть ощущение, что я не принадлежу одной стране. Вспоминаю детство —  и нет ощущения, что одна страна мне подходит больше, чем другая. Может быть, в прошлом я ищу объяснение этому?»

Тема эмиграции режиссеру не в новинку. В 2014 году он снял курсовую работу  «Другая страна»  про беженца из Конго Фабриса, который пытался получить политическое убежище в России, а ему отказывали. Он был журналистом, освещал выборы в Конго. В Москве жил как гастарбайтер и пытался перевезти свою семью, так как им угрожали репрессиями. Фильм показывали на «Артдокфесте», на фестивалях в Минске, Киеве, Тбилиси, в Турции. Успешная фестивальная жизнь помогла собрать средства на билеты для семьи Фабриса.

Еще одна картина Ренато  «Ярик едет в школу» —  дипломная работа. Фильм про  мальчика-оленевода, который никогда не был в городе. Жил в тундре среди оленей и своей семьи. Однажды к нему, как ко всем детям в тундре, прилетел вертолет, чтобы отвести в школу-интернат.  «Работа пока не вышла на экран, потому что я собираю финансовую поддержку фондов. Хочу сделать хороший постпродакшн. Фильм требует особого эстетического подхода, в отличие от „Кино для Карлоса“. В нем более детальная работа с изображением».

Чем режиссер занят сейчас?  «Ищу деньги на следующий фильм…  Надеюсь на лучшее», —  отвечает Ренато и заливается смехом.

печатная версия Автор: Марина Седнева
 
По теме
Первый заместитель главы Ярославского района заключен под стражу - Городской телеканал Первый заместитель главы Ярославского района арестован. 49-летнего Александра Кошлакова обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей «Превышение должностных полномочий,
Городской телеканал
Наркомания в цифрах - Рыбинские Известия В Рыбинске прошло заседание городской антинаркотической комиссии Результаты работы за 2023 год представили МУ МВД России «Рыбинское» и местное отделение Ярославской наркологической больницы.
Рыбинские Известия
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВРАЧЕЙ 2024 года - Городская больница им. Н.А. Семашко Наши специалисты  ГБУЗ ЯО Клиническая больница имени Н.А. Семашко  участвуют во ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ВРАЧЕЙ 2024 года.
Городская больница им. Н.А. Семашко
Уважаемые пациенты! - Городская больница им. Н.А. Семашко В субботу, 6 апреля 2024 года в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) ГБУЗ ЯО «Клиническая больница им.
Городская больница им. Н.А. Семашко
Ярославцы поздравили ветерана Великой Отечественной войны со столетним юбилеем - Мэрия города Сегодня Дарье Васильевне Кузьминой исполнилось 100 лет. Ветеран Великой Отечественной войны и труда приняла личные поздравления от главы Дзержинского района Екатерины Мусиновой,
Мэрия города