Пустота и бумага: на Камерной сцене Волковского театра показали «Записки сумасшедшего»

Спектакль прошел в субботу, 20 сентября, в рамках XV Международного Волковского фестиваля. «Записки сумасшедшего» были поставлены в Германии, в Государственном театре Касселя. Сценический вариант повести Гоголя — моноспектакль Кристофа Фёрстера, поставленный режиссером Давидом Чесиенски.


Никаких декораций. На сцене – море листов бумаги и один актер. Перед зрителем разворачивается история сумасшествия титулярного советника Аксентия Поприщина, «маленького человека», который не смог вынести своего «маленького» поприща. В его дневнике мелькают безумные даты, он вслушивается в разговоры собачонок Меджи и Фидельки, пока 43 апреля 2000 года не осознает, что он – наследник испанского престола Фердинанд Восьмой.
В течение всего спектакля герой разбирает бумаги, перекладывает листы с места на место, просматривая «свои записи», раскладывает всё по местам. На самом деле все листы чистые, что символично. В голове персонажа возникает целый мир, который не имеет под собой основания, этот мир привлекает, соблазняет, порабощает и, в конце концов, полностью заменяет собой реальность. Возвращения нет. Отныне он король, потерявший ключи от прежнего мира, где он просто очинивал перья в кабинете директора, будучи мелким чиновником.
В середине постановки в зале на долгое время повисла тишина – не произнося ни слова герой разбирал бумаги, которыми была устлана сцена, и заговорил лишь тогда, когда закончились листы. Этот отрезок действия, потребовавший от зрителя   терпения, был своего рода иллюстрацией пустоты. Герой был занят работой, пытаясь разобраться в окружающей его действительности, решал задачи, мнимая значимость которых не выдерживала никакой критики. Он искал ответов среди бескрайней белизны бумаги и находил их, удаляясь всё дальше и дальше от настоящей жизни – в пустоты своих представлений, не имеющих ничего общего с реальностью, в бредовые образы своих фантазий, в рабство к которым незаметно и навсегда попал этот «король».
Спектакль шёл на немецком языке, сопровождаемый субтитрами на экране. Зрительный зал то и дело становился сценой – артист всё время поддерживал контакт с публикой, а ближе к концу спектакля и вовсе беседовал, обращаясь то к одному, то к другому зрителю, заставляя публику улыбаться.
Финал постановки прозвучал как последняя фраза повести Гоголя. «А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка?» — спрашивает нас Аксентий Поприщин, и на этом история заканчивается.
Впереди – ещё неделя Волковского фестиваля. Он завершится 28 сентября.
Imenno.ru

Первый заместитель главы Ярославского района заключен под стражу - Городской телеканал Первый заместитель главы Ярославского района арестован. 49-летнего Александра Кошлакова обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей «Превышение должностных полномочий,
Городской телеканал
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВРАЧЕЙ 2024 года - Городская больница им. Н.А. Семашко Наши специалисты  ГБУЗ ЯО Клиническая больница имени Н.А. Семашко  участвуют во ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ВРАЧЕЙ 2024 года.
Городская больница им. Н.А. Семашко
Уважаемые пациенты! - Городская больница им. Н.А. Семашко В субботу, 6 апреля 2024 года в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) ГБУЗ ЯО «Клиническая больница им.
Городская больница им. Н.А. Семашко